![]() |
Коммуникаторы, смартфоны, КПК, GPS-навигация |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
Новости : Каталог КПК : Аксессуары : Программы для КПК : Форум : Статьи, обзоры | |
![]() |
Где купить : Цены : Техподдержка : Для прессы : Контакты : Вакансии : Ссылки : Пропажи | поиск: |
HPCru -> Библиотека -> Абонентские терминалы вступают в эпоху GPRS |
Новости ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]()
![]()
Рекорды и разочарования
Больше мобильников хороших и разныхЕсли говорить о качественных тенденциях, то прежде всего следует выделить насыщение сложными функциями недорогих моделей, ориентированных на массового пользователя. То, что еще вчера можно было встретить в моделях бизнес-класса, сегодня производители предлагают в простых моделях. Наиболее яркий пример — Philips Savvy DB. В этом аппарате есть и голосовой набор, и вибровызов. Таким образом, новые и услуги и возможности становятся доступными владельцам недорогих моделей, демонстрируя изменения, происходящие в инфраструктуре систем мобильной связи. Конференц-связь, голосовая почта, не говоря о SMS, все это доступно большинству абонентов.
Практически все производители в моделях бизнес-класса обеспечили поддержку технологии WAP, которая, однако, пока не столь востребована, как это предрекали мои собратья по цеху год назад. Правда, сегодня они бросились в другую крайность, хороня технологию, смысл и назначение которой для большинства комментаторов остались неразгаданными (см. "Модус", №131, "WAP вчера, сегодня, завтра").
Здесь же стоит упомянуть и новинку, представленную Motorola. Конструктивно коммуникатор V100 решен как классический карманный клавиатурный компьютер с полнофункциональной клавиатурой QWERTY и информативным экраном (активный размер 45х28 мм). Для работы в режиме телефона к аппарату необходимо подключить гарнитуру (наушник с микрофоном входят в комплект поставки). По последовательному интерфейсу V100 можно подключить к ПК. V100 ориентирован, в основном, на европейский рынок и позиционируется компанией как устройство для молодежи. Именно эта аудитория наиболее активно использует услугу SMS.
Одна из тенденций, наметившихся в прошлом году, — расширение возможностей телефона как такового. Если вчера, рассматривая модельный ряд той или иной компании, можно было говорить только о голосовой связи и очень редко о приеме/передаче данных (при использовании АТ в качестве GSM-модема), то сегодня картина начинает меняться. Можно всерьез говорить о конвергенции сотового телефона и различных устройств. Производители расширили возможности аппаратуры и предлагают абонентам аппараты, обеспечивающие прием/передачу данных/факсов, работу с электронной почтой, подключение к сети Интернет на базе технологии WAP. Ряд моделей позволяет прослушивать МР3-файлы, определять свое местоположение (GPS) и даже просматривать видео. Компания Samsung, например, продемонстрировала модель SGH-M100. Это двухдиапазонный (GSM-900/1800) телефон, который имеет память 32 Мб и встроенный МР3 стереоплеер с временем воспроизведения до 25 мин. И это при весе 97 г! Аппарат также имеет порт IrDA или может быть подключен к ПК по последовательному интерфейсу. Еще один вариант применения мобильного телефона предлагает Siemens. Модель SL45 — двухдиапазонный аппарат (GSM 900|1800) класса люкс. Особенность модели — возможность подключения внешней карты памяти типа MMCard, которая расширяет ее функциональные возможности. В комплекте c аппаратом вы получаете 32 Мб карту и стереонаушники. Предварительно записав любимые мелодии в формате МР3 на карту, можно прослушивать стереозапись в течение 35 минут с качеством CD. MM Card также может быть использована в качестве памяти диктофона, встроенного в SL45. Ее объема достаточно для записи разговоров длительностью до 5 часов.
Аналогичный аппарат представила компания GARMIN, специализирующаяся на решениях в области систем GPS. Она анонсировала новое устройство NavTalk II — GSM-трубка с большим графическим экраном и встроенный GPS-приемник. Экспансия GPRS и консерватизм рынка
Довольно спорное мнение высказал региональный менеджер компании Pyramid Group Дэниель Торрас: он предполагает, что в будущем границы между сотовыми телефонами, смартфонами и карманными ПК будут размываться. Но достаточно сравнить армию абонентов, использующих сотовый телефон не для делового общения, и число пользователей, использующих его "по работе". Эти две группы по размерам просто несопоставимы, так как кроме всего прочего телефон позволяет удовлетворить одну из основных интеллектуальных потребностей человека — возможность общения. Сомнительно, чтобы корпоративный сектор стал доминирующим на рынке АТ. Повернется ли рынок к услугам (читай — к моделям), базирующимся на технологии GPRS? Действительно, широкое внедрение пакетной передачи данных начнется не сегодня-завтра, но язык не поворачивается утверждать, что АТ, поддерживающие данную технологию, будут раскупаться, как горячие пирожки. Захочет ли большинство абонентов или хотя бы каждый третий в буквальном смысле выбросить свой аппарат и приобрести новый.1 Пока можно констатировать отсутствие интереса абонентов к модернизации аппаратуры. Консалтинговая компания Yankee Group прогнозирует, что средняя цена АТ с поддержкой GPRS в конце 2001 г. составит $200—230 при прогнозируемой средней цене на стандартный телефон $120—140. Если предположить, что эти прогнозы сбудутся, то такое предложение для определенного сектора рынка будет привлекательным. Гораздо увереннее можно говорить о благоприятных перспективах GSM-GPRS модемов в формате PC card либо CompactFlash (для ноутбуков и карманных ПК). Благодаря им Интернет становится поистине мобильным, а доступ к корпоративным приложениям как эффективным, так и безопасным. По мнению Мартина Кампиша, директора европейского отделения Motorola по работе с потребительским сектором, именно этот класс GPRS-устройств может оказаться в ближайшие годы наиболее востребованным. Например, компания Option на выставке CeBit в Ганновере представила Globe Trotter, GPRS-модем в формате PC-Card для сетей GSM 900/1800/1900. Модем предоставляет высокоскоростной доступ в Интернет c любого портативного компьютера, оборудованного слотом PC-Card Type II и работающего под управлением операционной системы MS Windows 98/2000. Аналогичное устройство — GPRS-модем CreditCard анонсировала компания Xircom. Он обеспечивает голосовую связь, обмен SMS-сообщениями и обмен данными. Кроме GPRS последние два года на слуху и другая модная технология — Bluetooth. Она должна обеспечить беспроводную связь всей электронной аппаратуры в офисе или дома. Маркетологи многих компаний посчитали, что пора встраивать модули Bluetooth и в сотовые телефоны. Однако в данном случае Bluetooth будет следовать в фарватере GPRS. Получив информацию, ее можно оперативно ввести в свой ПК или распечатать. Очевидно, что ПК и принтер также должны иметь модули Bluetooth. Поэтому для начала широкого внедрения этой технологии должно быть выполнено два условия. Необходимое — развитие сетей мобильной связи с поддержкой GPRS, достаточное — активный выпуск модулей Bluetooth, встроенных в офисную и бытовую технику. Так, Toshiba и 3COM уже объявили о выпуске модулей Bluetooth в формате PC-card. Не отстают и производители АТ. Ericsson анонсировала модель Т39 (GSM 900/1800), а Motorola — Timeport 270 (CDMA). Однако 2001 год, скорее всего, станет обильным на новинки, нежели будет годом начала массового выпуска моделей с поддержкой Bluetooth. Особый путь
Таким образом, сегодня у российских операторов сотовой связи появляется перспектива составить конкуренцию интернет-провайдерам. И основной аргумент в пользу этого — GPRS. Если маркетологи-сотовики осознают, какой инструмент попадает им в руки, начнется реальное шествие Интернета по российским просторам. Очевидно, что даже цена не остановит армию страждущих — в российской провинции для индивидуальных абонентов альтернативы пока не предвидится. Сегментация рынка и новые игрокиДля всей индустрии сотовой связи и для сегмента АТ в частности переход на технологию GPRS даже больше чем этап — происходит качественный скачок, когда доставка информации абоненту по своему значению сопоставима с голосовой связью. Поэтому первый вопрос, который стоит перед производителями АТ: какова должна быть доля аппаратов с поддержкой GPRS в общем объеме производства? По данным ARC Group, до конца 2001 г. 85% европейских операторов начнут предоставлять услуги пакетной передачи. С учетом прогноза Durlacher Research в Европе услугами сетей с поддержкой GPRS в 2002 г. воспользуется 25—30 млн абонентов. Предполагая, что рынок будет поделен поровну между GPRS-модемами и непосредственно GPRS-терминалами, можно оценить реальный объем продаж. Несмотря на стабилизацию рынка АТ, лидеры твердотельной технологии Texas Instruments и Analog Devices уже анонсировали интегрированные кристаллы для мобильных телефонов поколения 2,5G. Однако производители не склонны форсировать ситуацию. Так, по заявлению исполнительного директора Nokia Джорма Оллила, выпуск телефона с поддержкой GPRS переносится со второго квартала, по меньшей мере, на третий. Поставки модели Ericsson R520m, впервые представленной еще летом 2000 г., до сих пор не начались. Возможно, читатель вспомнит ситуацию, которая возникла в середине 90-х, когда растущий спрос на АТ не был удовлетворен, из-за чего операторы теряли и в количестве подключений, и в объеме трафика. Но, по мнению аналитика Pyramid Group Дэниэля Торреса, сегодня разумнее "недосолить", поскольку предсказать начало миграции к новой технологии практически невозможно. Вероятно, сравнение с ситуацией середины 90-х не столь уместно, т.к. кардинально изменились условия игры: увеличилось число операторов, плотнее стали ряды производителей. Последнее — одно из характерных явлений 2000 года.
Один из интересных аспектов — определение регионов, наиболее заинтересованных в АТ и услугах такого класса. По мнению того же Дэниэля Торреса, наиболее вероятен прорыв в Северной Европе и Юго-Восточной Азии, где выделяются четыре тигра: Гонконг, Корея, Сингапур и Тайвань. Не случайно, что и новые производители в основном родом из того же региона. Правда, Торрес предполагает, что многое, если не все, будет зависеть от операторов, контент-провайдеров и разработчиков приложений, которые призваны предложить потребителю конкретные услуги, нацеленные на доставку информации. В качестве примера можно вспомнить ситуацию, возникшую год назад с технологией WAP. Именно отсутствие конкретных услуг и ошибочное смещение акцентов от корпоративных абонентов к индивидуальным загнало операторов чуть ли не в тупик. Уроки WAP, вероятно, приведут операторов к выводу о первоочередности задачи разработки приложений. Для того чтобы убедить абонента в эффективности услуги доставки информации, потребуются значительные усилия. Для изготовителей терминалов уроки WAP также должны стать предметом обсуждения. Требования к параметрам дисплея, длительности работы в режиме ожидания и ряду других характеристик должны формулироваться с учетом особенностей как технологии GPRS, так и той информации, которая будет доставляться абоненту. Например, режим ожидания при подключении по технологии GPRS существенно отличается от аналогичного режима для стандарта GSM, т.к. соединение постоянное, расход энергии будет несколько выше и аккумулятор должен иметь повышенную емкость. Если говорить о сегментации рынка, то один из его значимых секторов — это молодежь. Именно она может востребовать новинки АТ, которые будут созданы на волне GPRS-3G. Здесь лакмусовой бумажкой станет упомянутая выше модель V100 компании Motorola. Если симбиоз карманного ПК с наушниками и микрофоном оценят любители SMS, а именно молодежь, по оценкам Gather Group, обеспечивает более 80% трафика коротких сообщений, тогда перспективы аппаратуры этого типа более чем благоприятные. Пока же аналитики строят прогнозы. Так, в отчете Yankee Group указывается, что определяющими будут II—III кварталы будущего года — тогда спрос на АТ с поддержкой GPRS начнет резко расти. Однако как будут выглядеть такие аппараты, каковы будут их параметры — об этом никто не решается говорить точно. По крайней мере, сегодня, по мнению Ричарда Даффи, менеджера ARC Group, трудно сказать, насколько будет велик интерес абонентов к цветным дисплеям, процессорам повышенной мощности и другим узлам АТ с поддержкой GPRS. По-видимому, облик АТ начнут формировать именно популярные приложения. Например, возможность доставки мультимедийного контента (аудио/видео) создает привлекательный сегмент. Так, АТ МР3 плеер Samsung SGH-M100 нуждается в предварительной загрузке любимой песни. При использовании GPRS любую мелодию с помощью того же WAP-терминала можно найти и загрузить в реальном времени. Конечно, видеоконференция на основе GPRS пока маловероятна — на первом этапе реальная скорость 30—40 Кбит/с явно недостаточна. Но размер и качество изображения на экране смартфона/коммуникатора, в принципе, вполне приемлемы для такого приложения. Остается добавить громкую связь и видеокамеру, предлагаемую сегодня для карманных ПК, например, типа Casio JK-710DC, и организация видеоконференции становится вполне реальной. Еще более расширяются возможности корпоративных приложений. Система видеонаблюдения позволит контролировать на экране смартфона и охраняемую зону в целом, и каждый конкретный участок. В медицинском учреждении из базы данных результаты ультразвукового или рентгенографического обследования пациента могут быть переданы на экран того же смартфона, находящегося в руках врача, приехавшего на вызов к больному домой. Однако же популярность таких моделей во многом будет определяться их ценой. Скорее всего, 2001 год не станет прорывом в распространении АТ с поддержкой GPRS, а вендорам и операторам придется смириться с тем, что аппараты сложны в управлении, перегружены техническими новинками и большинству абонентов пока не нужны. Как говорится, каждому овощу свое время...
Источники, материалы: Обсуждение статьи в форуме ![]()
|
Реклама |