![]() |
Коммуникаторы, смартфоны, КПК, GPS-навигация |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
Новости : Каталог КПК : Аксессуары : Программы для КПК : Форум : Статьи, обзоры | |
![]() |
Где купить : Цены : Техподдержка : Для прессы : Контакты : Вакансии : Ссылки : Пропажи | поиск: |
HPCru -> Библиотека -> Подстрелен на взлете? -> Версия для печати |
![]() |
Напомню, Iridium была единственной системой, предоставлявшей услуги голосовой связи в любой точке земного шара. В этом было ее основное преимущество перед действующей системой Inmarsat и недавно введенной в эксплуатацию системой Globalstar, не обеспечивавших связь в приполярных областях (Globalstar не устанавливала ее и в океанских акваториях).
На разработку, создание и ввод в эксплуатацию системы консорциум Iridium израсходовал более 5 млрд. долл. Время окупаемости проекта составляет 5—7 лет, и, по расчетам, эксплуатация системы должна была приносить ежегодно порядка 1 млрд. долл. прибыли при наличии 1 млн. абонентов. Но такого количества абонентов система привлечь не смогла, а первоначальные затраты были огромны.
Чтобы их окупить в реальные сроки, маркетологи Iridium не придумали ничего лучшего, как задать сверхвысокую цену за подключение, терминал и трафик. Однако для большинства потенциальных абонентов эти тарифы оказались непосильными. Итогом эксплуатации системы в первом полугодии 1999 г. стало возбуждение дела о банкротстве консорциума Iridium.
Процедура банкротства консорциума Iridium заняла около 7 месяцев и состояла из нескольких этапов. На первом была проведена ревизия финансового положения компании, в ходе которой ревизоры выявили огромный (более 400 человек) штат в центральном офисе с непомерными должностными окладами. Не правда ли, бюрократия во всем мире имеет блестящие способности к размножению и благоустройству?
Следующий этап — пересмотр долговых обязательств. Один из возможных вариантов предполагал увеличение уставного капитала. Для этого требовалось убедить владельцев акций инвестировать дополнительные суммы. Однако разуверившиеся в успехе инвесторы от такого шага отказались. В результате Iridium был выставлен на открытый аукцион. Здесь-то и появился богач МакКоу, выделивший 100 млн. долл. на поддержание системы в качестве залога своего участия в аукционе. Как оказалось впоследствии, это была только игра. Ни о какой реальной сделке речь не шла. И вот 17 марта Суд по банкротствам принял решение о ликвидации консорциума.
Потери инвесторов действительно велики. Но не всех. Motorola хоть и понесла определенные материальные издержки, все же приобрела солидный капитал. Во-первых, компания накопила неоценимый опыт создания системы глобальной космической связи. Создан коллектив специалистов, который имеет колоссальный научно-технический задел. Отработаны программный комплекс, система межспутниковой связи.Во-вторых, впервые были решены многие вопросы правового регулирования, особенно касающиеся межгосударственного уровня.
О высоком авторитете Motorola именно в данной области можно судить по тому, что за время, прошедшее с начала процедуры банкротства консорциума Iridium, компания получила ряд контрактов на создание спутниковых систем передачи голоса и данных.
Motorola, как и другие инвесторы, предварительно застраховав свои инвестиции и оценив реальную ситуацию как тупиковую, не нашла лучшего решения, чем самоустраниться.
Как будет завершено существование системы Iridium, до сих пор не ясно. Постепенно закрываются станции сопряжения. Но в настоящее время система остается работоспособной, поскольку для этого достаточно одной функционирующей станции. Только на проведение работ по затоплению спутников Motorola запросила 80 млн. долл. Источник финансирования этих работ пока не найден.
Анализируя историю проекта Iridium, можно выделить два аспекта — технический и организационно-экономический.
При создании любой технической системы, а уж тем более проекта класса Iridium, на этапе проектирования невозможно учесть все детали, предусмотреть все варианты. В ходе отладки Iridium, а также при ее эксплуатации были выявлены просчеты как в структуре системы, так и в принципах функционирования ряда подсистем.
По-видимому, одной из ошибок проектировщиков было создание жесткой схемы, предполагающей модернизацию. А поскольку от начала разработки до начала коммерческой эксплуатации прошло около 10 лет, то, естественно, назрела необходимость коррекции ряда основных параметров, а то и концепций. Выполнить такую доработку, в частности повысить проектную скорость передачи данных 2,4 кб/с до 9,6 или хотя бы до 4,8 кб/с, не удалось.
Среди основных технических просчетов наши эксперты отметили:
Какие последствия имели те или иные технические просчеты — это отдельная тема. Но, очевидно, что в итоге все они снизили качество предлагаемой абоненту услуги. Желающих платить тысячи долларов за невысокое качество связи оказалось немного.
![]() |
Естественно, вся техническая информация стала прерогативой специалистов Motorola. Cпециалисты из компаний-операторов системы Iridium не имели доступа к деталям проекта на всех этапах его внедрения.
Очевидно, что на стадии отладки требовалась открытая, откровенная дискуссия: возникали проблемы, и часть из них было возможно устранить. Однако ни одного семинара по проекту проведено не было, более того, по словам сотрудников Iridium-Евразия, сама возможность технической дискуссии не допускалось.
Как выяснилось впоследствии, в систему изначально был заложен ряд спорных технических решений. Только в процессе эксплуатации специалисты Motorola убедились, что при реализации системы не все пункты технического задания на систему выполнены. Хотя об этом еще на стадии разработки предупреждали многие эксперты, и в частности, российские.
Очевидный промах был допущен при запуске Iridium в коммерческую эксплуатацию. Он был широко разрекламирован и запланирован на 23 сентября 1998 г., однако задолго до этого срока специалистам стало ясно, что ни технически, ни организационно система не подготовлена. Когда же рекламный маховик раскрутился на полные обороты, выяснилось, что Iridium и все региональные операторы попросту не готовы к коммерческой эксплуатации системы.
По мнению экспертов, отсутствовала разумная координация работы региональных станций сопряжения. Единый центр, осуществлявший общую координацию работы системы, с этой задачей не справился, а свести регионалов напрямую не захотели. Это приводило к сбоям при обслуживании клиентов из других регионов.
Оценивая деятельность маркетологов консорциума Iridium, смею утверждать, что ошибки могут допускать и хваленые западные специалисты.
Очевидно, маркетологи компании проглядели или не предполагали столь стремительного развития сотовых сетей. В 1998—1999 гг. ряд регионов был телефонизирован как-будто по мановению волшебной палочки. А это ухудшило конъюнктуру для Iridium, резко сузило круг потенциальных клиентов. Вероятно, бизнес-план системы создавался в условиях, когда сотовая связь делала свои первые успехи. К моменту начала коммерческой эксплуатации Iridium (1999 г.) этот план оказался абсолютно оторван от жизни. Поэтому 1,5 млн. абонентов, заложенные маркетологами в его основу, оказались не более реальными, чем построение коммунизма в отдельно взятой стране. На 1 февраля 2000 г. у системы было около 81 тыс. абонентов. При разумной тарифной политике за первые два года эксплуатации реально система могла набрать 250—300 тыс. абонентов.
Идея десятилетней давности о том, что людям нужен один телефон с единым номером в любой точке земного шара, оказалась несостоятельной. Сотовые сети дали абонентам почти все преимущества спутниковых систем. Ставка на симбиоз сотовой и спутниковой связи не оправдалась — наличие космического сегмента делает такую услугу дорогой игрушкой.
Маркетологи надеялись, что как только спутниковые консорциумы достаточно разовьют инфраструктуру, сотовым компаниям останутся крохи от рынка мобильной связи. Показательно, что Крейг МакКоу,заработавший миллиарды на сотовой связи США, продал свои компании, чтобы вложить деньги в спутниковый проект Teledesic. Iridium, по-видимому, обогнал свое время — он оказался не востребован.
Одним из самых привлекательных маркетологи Iridium считали рынок развивающихся стран, где связь действительно необходима. Однако ставка на этот рынок себя также не оправдала. На каких прогнозах и оценках базировались их расчеты, сегодня определить сложно. Очевидно, что реальные потребности и покупательная способность населения, проживающего в таких регионах, пока далеки от некоторого минимума, который делает спутниковую связь рентабельной.
К маркетинговым ошибкам следует отнести ориентацию системы Iridium на персональное использование. На начальном этапе остро ощущалась нехватка оборудования, ориентированного на корпоративного клиента, как выяснилось впоследствии, основного потребителя услуг Iridium. В первую очередь это относится к авто и стационарным терминалам.
Специалисты по маркетингу не уделили должного внимания тому, чтобы психологически подготовить массового потребителя к появлению новой услуги спутниковой связи. Сосредоточив основное внимание на рекламе, они упустили прямой маркетинг и работу с потенциальными абонентами через прессу. Принципиально новая технология связи требовала от абонента иной культуры эксплуатации телефона. Во-первых, установление соединения происходит несколько дольше, чем при обычной международной связи с помощью телефона общего пользования или при соединении по сетям сотовой связи.
Во вторых, связь устанавливается только в зоне прямой видимости спутника антенной аппарата абонента, т.е. на открытых пространствах. В помещении и даже на улицах городов с высотной застройкой связь может устанавливаться и пропадать при неизменном положении абонента — движение космического аппарата приводит к тому, что антенна телефона выходит из зоны прямой видимости. Даже в лесу для устойчивого соединения лучше поискать открытую поляну.
В-третьих, необходимо смириться с возможным искажением голоса, которое обусловлено параметрами вокодера телефонов системы Iridium.
Именно об этом, без пустой рекламной трескотни, следовало вести разговор с будущими абонентами. К сожалению, многие пользователи были плохо информированы об особенностях работы в системе Iridium.
![]() |
Другая, не менее существенная маркетинговая ошибка — это ориентация на тарифы системы Inmarsat, ни по контингенту клиентов, ни по историческим корням не соответствовавшей модели Iridium. Ориентиром должны были стать тарифы операторов сотовой связи, естественно, с некоторой поправкой на "всемирную связь".
Не оправдала себя и ставка на всемирный роуминг (читай — престижность системы Iridium).
Эти, а также ряд менее существенных причин предопределяли провал проекта Iridium. Во-первых, необходимость использования другой антенны для работы в помещении и даже в автомобиле. Во-вторых, начальная цена терминала (более 3000 долл.) хотя и снизилась до 1300 долл.(без НДС), все-таки была вдвое выше цены самого престижного сотового телефона.
Запоздала такая услуга, как связь Iridium для авиапассажиров. А ведь в мире десятки авиакомпаний, имеющих тысячи самолетов. Поскольку хозяева самолетов проявили интерес к Iridium, вес этого сегмента рынка мог повлиять и на общую ситуацию.
Были ошибки и у российского оператора Iridium-Евразия. Эксперты видят просчеты в кадровой политике. Это привело к провалу (иначе не скажешь) в маркетинге. По мнению экспертов, число российских абонентов системы могло бы быть в 3-4 раза выше.
Привлечь российского потребителя через операторов сотовой связи тоже не удалось. В регионах разумнее было ориентироваться на компании, создавшие и эксплуатирующие корпоративные и ведомственные системы связи. Они имели прямой выход к своим клиентам.
Интерес к системе был у администраций многих регионов России, о чем свидетельствуют поступавшие в Москву письма. Однако работа непосредственно с регионами должна была вестись активнее и явно запоздала — вышеупомянутые письма датированы концом 1999 г., а могли бы прийти и годом ранее.
По мнению ряда экспертов, на примере Iridium можно понять отношение бывшего Госкомсвязи к проблемам развития связи в стране. Складывается впечатление, что ведомство видело свою задачу в разработке неких правил: как и кому можно создавать системы связи, владеть частотными диапазонами, кто имеет право оказать ту или иную услугу — и все. Чего стоит многолетняя история борьбы нашей бюрократии с технологией CDMA! Разрешительные, запретительные, ограничительные постановления следовали одно за другим. Хотя кому кому, а чиновникам-связистам должно быть хорошо известно, что системы мобильной связи третьего поколения в основном базируются именно на этой технологии.
Несколько слов о пейджинге — услуге, которую также предлагал Iridium. Сам по себе односторонний пейджинг особого интереса не представляет, необходим он только в том случае, если абонент, получив сообщение, каким-то образом может на него отреагировать, например куда-то позвонить. На кого расчитана эта услуга? Маловероятно, чтобы она нашла спрос в труднодоступных регионах мира, куда попадет обладатель чудо-пейджера за 1000 долл.
Один из экспертов высказал мысль в общем-то парадоксальную: "…возможно, это и к лучшему, что Iridium прекратил существование в начале 2000 г., когда пользователей было относительно немного. Если бы это произошло через год-два, последствия для пользователей могли бы быть значительно серьезней".
В чем-то он прав — за это время связанными с системой могли оказаться сотни, а то и тысячи организаций, уже были бы разработаны технологии, во многих регионах появились бы системы связи, опирающиеся на средства Iridium. Но недостатки, которые были заложены в систему изначально и не могли быть устранены в процессе ее отладки, все равно неминуемо привели бы к банкротству Iridium. И в одночасье структуры, построенные в расчете на эту систему, могли рухнуть. Сегодня для пользователей отказ от Iridium не так болезнен.
![]() |
Ничего кроме рекламных целей не преследовал и другой бизнесмен — Майкл Джон. Преобразовать систему, предназначенную для поддержки услуги голосовой связи, в систему передачи данных бесперспективно. Какие бы методы сжатия не предлагались, пропускная способность канала передачи данных Iridium минимальна.
Система Iridium должна была бы заинтересовать межгосударственные органы, в первую очередь ООН. Расходы на поддержание системы с одним шлюзом не превысят 50 млн. долл., но связь с любой точкой планеты в любой момент времени того стоит.
Не исключено, что к Iridium проявят официальный интерес правительство и силовые ведомства США. Поскольку в системе кроме голосовой связи заложена функция определения местоположения, это обеспечило бы им решение нескольких задач на многие годы. А 50 млн. для бюджета США не проблема.
Подтверждением этому следует считать то, что в начале 1999 г. компания Motorola продала Госдепартаменту США партию в 1000 аппаратов Motorola 9500, предназначенных для работы в стандарте Iridium. Госдепартамент и ряд других правительственных агентств намерены были активно использовать возможности Iridium в своей работе, прежде всего за рубежом. Сервис для госдепартамента обеспечивало специальное подразделение Motorola M-WINS, а связь американских чиновников с офисами осуществлялась через особый шлюз, расположенный на Гавайях и специально предназначенный для работы с правительственными органами США.
В пользу этой гипотезы говорит и такой факт. С конца марта 2000 года цена акции Iridium с 40 центов вдруг поползла вверх и потихоньку приближается к 1 доллару (http://www.bloomberg.com/). За апрель было продано более миллиона акций. Поскольку после объявления банкротства официально продавать акции стало невозможно, нетрудно предположить, что началась закулисная игра. Речь идет или о контрольном пакете, а может быть, и о скупке по цене бумаги, на которой отпечатаны все 150 млн. акций Iridium.
С банкротством Iridium его конкуренты вздохнули с некоторым облегчением. В большей степени это относится к системе Inmarsat. Ее позиции выглядят достаточно прочно — она занимает сектор рынка, в котором завоевывала авторитет годами и в котором за 17 лет у нее сложился определенный паритет с альтернативными видами телефонной связи. Правильно была сделана ставка на вертикальные рынки, например морские перевозки. Устойчивость позиций Inmarsat не поколебал ввод в эксплуатацию неудачника Iridium. Несмотря на громоздкие терминалы и необходимость развертывания антенны, на начало этого года система имела 140 000 абонентских терминалов (90 000 для голосовой связи и 50 000 для передачи данных).
В присутствии конкурента (система Iridium) у руководства Inmarsat очень быстро сработал инстинкт самосохранения — тарифы в марте 1999 г. были значительно снижены. Более того, разработчики этой системы в конце того же 1999 г. подготовили сильный упреждающий удар — в дополнение к передаче данных со скоростью 64 кб/с (Inmarsat-B HSD) и ISDN-совместимой связи (64 кб/с, Inmarsat M4), мобильная сеть Inmarsat стала первой глобальной сетью с возможностью пакетной передачи данных по протоколу IP (также со скоростью до 64 кб/с). Особенно важно, что оплата этой услуги производится не повременно, а за фактически принятый/переданный объем информации.
Система Globalstar, введенная в коммерческую эксплуатацию в начале 2000 г., также предлагает глобальную спутниковую телефонную связь. Развернутая часть системы охватывает связью более 60% поверхности Земли. Последними в эксплуатацию введены станции в Китае, Австралии и Венесуэле. Руководство компании Globalstar планирует в I квартале 2001 г. ввести в эксплуатацию все 38 станций сопряжения первой очереди, что обеспечит покрытие поверхности Земли в соответствии с проектом, а услуги спутниковой связи будут доступны в 120 странах мира.
Любопытно, что в России система впервые официально была использована в конце марта 2000 г. для передачи результатов выборов президента России из отдаленных районов Чечни. Телефоны Qualcomm, а их было более 20 шт., не подвели, и президент был избран самым демократическим путем.
Если сравнить техническое решение организации связи Globalstar с межспутниковыми коммуникациями, использованными в Iridium, то оно не так изящно, но значительно дешевле и надежнее. Бортовая аппаратура проще, т.к. выполняет только функцию ретрансляции сигнала до ближайшей наземной станции. Сравнивая системы Iridium и Globalstar, напомню, что первая обеспечивала 100-процентное покрытие земной поверхности при соблюдении нескольких условий. Globalstar, как мы уже отмечали, не обеспечивает полного покрытия. Но достоинства этой, в целом более простой, системы в относительно невысоких тарифах и ценах на оборудование. Следует отметить и высокое качество голосовой связи, обеспечиваемое технологией CDMA.
Менеджеры Globalstar стараются избежать ошибок Iridium, в частности, не придерживаясь формулы "один абонент — один номер", они сосредоточивают свои усилия в тех секторах рынка, где наличие платежеспособного абонента более вероятно. В России тарифы в зависимости от зон обслуживания лежат в пределах 1,30—2,30 долл.
Теперь маркетологи надеются привлечь клиентов не только голосовой связью, но более широким спектром услуг, предлагая различные приложения. Системы контроля и телеметрии на базе канала передачи данных Globalstar могут найти потребителя. Кроме того, "ключевой областью интересов Globalstar объявлен рынок фиксированной беспроводной связи в малонаселенных регионах". Подготовлены к продаже стационарные устройства доступа и таксофоны. Не стоит забывать, что Motorola предложила абонентам Iridium перейти под крыло Globalstar, соответствующие скидки и льготы уже анонсированы.
Какие услуги предлагает система Globalstar? Кроме услуги беспроводной телефонной связи, подвижной и стационарной, пользователю доступны передача и прием коротких сообщений, глобальный роуминг, вызов аварийных служб, голосовая почта. К дополнительным видам услуг, предоставляемым Globalstar, относятся: переадресация вызова, ожидание вызова, удержание вызова, запрет вызовов, определитель номера, антиопределитель номера, трехнаправленный вызов. Передача данных (факс, E-mail и Интернет) в апреле этого года была продемонстрирована в Рио-де-Жанейро и будет введена в коммерческую эксплуатацию к началу 2001 г.
Еще один козырь Globalstar — услуга глобального позиционирования, которая основана на эффекте Допплера, осуществляется не на базе системы GPS и решается средствами самой системы Globalstar. Поэтому не возникает проблем правового использования системы позиционирования на территории России. Отметим, что правовой аспект использования позиционирования на базе GPS у нас окончательно не отработан.
По-видимому, для успешного будущего этой системы чрезвычайно важным фактором станет услуга передачи данных. Тут уместно вспомнить, что Iridium так и не смог предложить эту услугу абонентам. Сама по себе скорость 9,6 кб/с, заложенная при разработке Globalstar, по сегодняшним меркам и невысока. Однако для работы с электронной почтой и факсом ее вполне достаточно, к тому же она не зависит от внешних условий. Определенные pro и contra появятся, когда абоненты узнают, как будет тарифицироваться эта услуга.
Крах Iridium послужил хорошим уроком для маркетологов Globalstar. Цены на аппараты находятся в пределах 1000—1500 долл., в США минута разговора стоит 1,70 долл., в Азии и Южной Америке — менее 1,0 долл. Предполагается лизинг оборудования, различные планы предварительной оплаты. Поставщики услуг, в том числе и "ГлобалТел", подготовили программу поддержки абонентов системы Iridium, которая заключается в предоставлении ценовых скидок при заключении контракта. Таким образом, всем бывшим абонентам Iridium, которые оказались без связи в результате прекращения работы системы, предложено на льготных условиях стать абонентом системы Globalstar и продолжить пользоваться услугами спутниковой связи.
Во сколько обойдется для абонента в России подключение к системе и ее эксплуатация? Итак, первоначальное подключение. Необходимо оплатить телефонный аппарат (например, типа TELIT SAT) — 550—1200 долл., подключение к системе — 180 долл., предоплату за трафик (например, с международным доступом) — 216 долл. Итого: 1600 долл.
Ежемесячные расходы включают ежемесячную абонентную плату (например, тарифный план "Приоритетный") — 48 долл. и оплату трафика. Приведем некоторые тарифы за 1 мин.: исходящий звонок к абоненту в любой зоне системы — 1,8 долл., входящий вызов из системы Globalstar — 1,2 долл. Для тех, кто помнит тарифы первого этапа развертывания сотовой связи в Москве, приведенные цены не покажутся чрезмерными.
Для оценки возможного трафика предположим, что суммарное время переговоров в течение месяца составило 200 минут (например, 120 минут исходящих и 80 минут входящих). В этом случае плата за переговоры составит порядка 220 долл. Итак, с абонентной платой ежемесячные расходы составят порядка 270 долл. Естественно, международная связь, роуминг и дополнительные услуги потребуют определенных затрат, но зато абонент получает связь в любое время и в любом месте.
Проект ICO — здесь ситуация остается неопределенной. Спасенный в середине мая 2000 г. от долговой ямы одним из своих хозяев, тем же Крейгом МакКоу, проект поменял хозяев и название. МакКоу вложил в реорганизацию оператора спутниковой связи 1,2 млрд. долл. ICO-Teledesic Global — новый холдинг, контролирующий спутниковые средства инвестиционной компании Eagle River Investments и являющийся держателем контрольного пакета акций New ICO, — намерен объединить два спутниковых проекта: New ICO и Teledesic. Хозяева ICO планировали начать предоставлять услуги к концу 2000 г. Однако пока этого не произошло.
Думается, что столь широкого распространения, как это виделось лет 10 назад, эти системы не получат. Большинство потенциальных клиентов Iridium стали абонентами сотовых сетей. Уже началось развертывание сетей мобильной связи третьего поколения, где непременным условием является возможность международного роуминга.
Однако свою рыночную нишу спутниковые системы все-таки займут. Спрос на такие услуги существует. Какие факторы могут определить перспективы спутниковых систем? Во-первых, неравномерная плотность населения во многих регионах мира, в частности в России, Канаде, Бразилии. Строить сотовые сети в малонаселенных районах просто нерентабельно. Вторая причина — в отдаленные населенные пункты, где трафик невысок, тянуть оптоволокно также нерентабельно, а поставить стационарный спутниковый терминал, соединяющий через коммутатор ряд абонентов, телефоны-автоматы, вполне разумно.
Другой сектор рынка — это телефонная связь с глобальным роумингом. Технологические барьеры между странами на разных континентах по-прежнему существуют. И тут спутниковые системы имеют определенные преимущества. При этом должна быть обеспечена услуга приема/передачи данных, хотя бы и с ограниченной скоростью доступа к факсу и E-mail. Кроме того, подвижные спутниковые системы могут реально обеспечить связью авиапассажиров, железнодорожные поезда и круизные теплоходы.
В ближайшие пять лет эксперты оценивают рынок глобальной спутниковой связи в 1 млн. абонентов (для России это 8—10 тысяч). Технические требования к такой системе можно определить довольно лаконично — единый телефонный номер, высокое качество речи и возможность передачи данных в ограниченном объеме. Смогут ли компании-операторы решить эти задачи не столько технически, сколько в экономическом смысле и добиться успеха там, где потерпел фиаско Iridium?
Источники, материалы:
Web Модус
Авторы, перевод:
Александр Корсунский