Коммерческие GPS - устройства и коммерческий софт для Psion |
 |
Авторы, перевод: Олег Лобанов |
Дата статьи: 26.06.2001 |

Какие неудобства стали очевидны после года использования? В первую очередь, невозможность редактирования карты. Имея такую замечательную десктопную оболочку, способность прибора отрисовывать пройденный путь, несовпадение пройденного пути и отрисованных дорог и отсутствие существующих дорог вызывают жгучее желание влезть в карту, взять ластик, карандашик, сбросить пройденный путь на десктоп (это, кстати, возможно) и редактировать, редактировать, редактировать. Увы, это так и остается недостижимой мечтой.
eTrex существенно скромнее по возможностям. У него нет карты, есть чистое поле, на котором можно расставлять viewpoints, присваивать точкам иконки (домик, гостиница, машина, кемпинг, вилка-ложка, и еще десяток) и имена (6 символов). Точки несут на себе абсолютные координаты, к ним можно включить режим навигации, тогда на компасе возникнет толстая указующая стрелка и будет определяться расстояние до, а после набора статистики о скорости приближения к, то и время, оставшееся до достижения обозначенной точки. Прибор, как я уже говорил, крайне мал и необременителен. Его полезность для охотников, рыболовов, грибников и прочих добровольных сборщиков даров Берендея не вызывает сомнений. Для цивилизованных туристов по цивилизованным местам полезность менее очевидна, но обозначить (а потом стереть) место, где в угаре поиска парковки бросил в истерике машину или вкусно пообедал и от души принял, а потому забыл, где это было, удобно и приятно.
Тем не менее, за отсутствием электронной карты очень полезно иметь карту бумажную. Могу привести случай из жизни, когда отправившись на лыжах с eTrex, но без карты, вокруг финского округлого озера, чуть было не замерз в снегах, т.к. прибор уверенно показывал, что то отмеченного домика всего 2 км, направление - к озеру, но достичь домика оказывалось невозможно, т.к. лед на озере был гнусного черного цвета, а сам домик, как оказалось впоследствии, находился на узком полуострове, на который можно было попасть только с одной стороны, т.е. был необходим полный круг км в 25, а не легкая лыжная прогулка в 3 км от озера, как это следовало на основании прибора.
У меня есть замечательный бумажный атлас Чехии (200 м в см) и Праги (50 м в см), полностью привязанный к GPS. С таким снадобьем никаких электронных карт не нужно.
Все GARMIN приборы имеют стандартный NMEA выход, которые позволяют их подключать к Psion. Существенное ограничение - страсть GARMIN к удивительным разъемам, причем разным (у StreetPilot и eTrex разные разъемы). Никакими находками на радиорынке эту проблему не решить, нужен оригинальный продукт.
Таким образом, мы плавно подошли к единственному коммерческому продукту, который готов к подключению к Psion сразу после вскрытия упаковки. Речь идет о GPS для Psion от Palmtop, или, как они теперь называются, TomTom. Этот прибор не требует никаких дополнительных упражнений, включаем его в прикуриватель и в Psion - и вперед. Куда вперед? К использованию Street Planner Millenium и Route Planner Millenium.
Сайт производителя (Palmtop Software) предлагает демо-программу, которая, однако, значительно отличается от реальных впечатлений после полевых испытаний. Демо-ролик, в первую очередь, показывает интеллект программы в части оптимизации прокладки маршрута между городами (Route Planner) или по улицам городов (Street Planner). Личный опыт показывает, что человеческий интеллект лучше справляется с задачей прокладки маршрута, а вот двигаясь по Парижу со скоростью 60-80 км самое сильное желание - понять, до какой площади-звезды ты доехал, а если доехал, то на какой из лучей (под 30, 60, 90, 120 и т.д. градусов) сворачивать. Не имея на время проведения практических экзерсисов карты MG на GARMIN, но имея карту Парижа для Street Planner, поставленная задача была успешно решена.
Но тут следует отметить существенное преимущество маленького дисплея перед глазами водителя перед большим экраном нетбука на коленях штурмана (жены, в упомянутом эксперименте). Поскольку штурманская команда "Выезжаем на ротонду, проезжаем 5 лучей и сворачиваем направо в шестой" может вызвать различную реакцию: от "Я помню по карте, что на этой площади всего 5 лучей" до "На шестом луче висит крипич, он односторонний со встречным движением", но самая нежелательная реакция - "Дай сюда нетбук, я сам посмотрю". Кто сам катался на машине по Парижу, меня поймет.
С точки зрения прокладки маршрута самый яркий пример - заезд в гостиницу в Лионе. Из-за того, что какой-то лионский переулок в Street Planner хранится с неправильным направлением одностороннего движения, программа мне предложила объехать полгорода. В реальной жизни я съехал с трассы в запрещенном по мнению Street Planner, но правильном на самом деле, направлении и через 200 м и 30 сек вынимал из багажника чемоданы, вспоминая Козьму Пруткова и его присказку про "не верь глазам своим", что свойственно русскому туристу.
Давайте теперь посмотрим, как все это великолепие выглядит на нетбуке.
Это взгляд на Париж "с высоты птичьего" полета.
Теперь углубимся в детали.
Обратите внимание на черные треугольнички, указывающие направление движения для улиц с односторонним движением. Это была карта Парижа из StreetPlanner. Не все карты городов цветные, в основном они - черно-белые, как и все карты RoutePlanner. Всего анонсировано около 30,000 городов из стран Западной Европы (не всех, только крупных). Городов Португалии, например, нет. Зато они есть в RoutePlanner.
Кружок с эмблемой Palmtop возникает на месте точки, сохраненной в пользовательском слое. Такая нелепая иконка возникает по умолчанию, возможность создания собственных иконок существует, но делать их надо в Sketch - долго и не очень удобно.
Здесь я хотел бы обратить внимание на общий для всех карт Palmtop инструментарий: квадрат с заполнением, соответствующий уровню детализации дорог, наименований населенных пунктов (или улиц для StreetPlanner) и масштаба.
Дружеский привет жителям Балашихи, или населенного пункта с нерусским (голландским, наверное) названием Bata-Sicha. Здесь можно сравнить детализацию российской части карт от Palmtop и GARMIN. Я - за Palmtop. Особенно меня вдохновило наличие в RoutePlanner деревни Копаново, находящейся на правом берегу Оки между районными центрами Рязанской области Шилово и Касимовым. Около 100 дворов. Церковь деревенская сгорела года три назад. А на карте есть.
Источники, материалы:
MyPsion.ru
Обсуждение статьи в форуме

|